ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Проект мини-музей "Море"Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад 2519 ПРОЕКТ «Мини-музей Моря»Подготовили и провели:Воспитатели 1 квалификационной категорииГрачева Г.В., Чиж Л.А.Москва 2012-2013 Разделы: 1. Актуальность проекта 2.Цели 3.Задачи 4.Этапы реализации 5. Ожидаемые результаты 6. Заключение 7.Приложение Участники проекта:дети –педагоги - родители По количеству участников: коллективный Тип проекта: информационно-исследовательский По продолжительности реализации проекта: продолжительный. 1. Актуальность проекта Музей-это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные формы нашей действительности. Причины создания данного музея первоначально заключались в том, что наши дети далеко находятся от музеев, и тем более от моря. В этом возрасте дети проявляют интерес к собиранию коллекций. Интересно найти какую-нибудь увлекательную вещицу, а еще интереснее всего привезти откуда-нибудь, из отпуска, частицу тепла и моря. Организация и собирание экспонатов данного музея - это длительный период, поскольку он из года в год будет пополняться новыми экспонатами. В связи с этим, наша работа будет еще более увлекательной и интересной. В экспозицию нашего музея входят как ракушки, привезенные с берегов моря, так и предметы, сделанные руками человека - корабли, лодки… Так же данный музей предполагает большой потенциал в работе с детьми. Например, посчитать ракушки, сравнить их, сделать подделку своими руками. Так же дети могут поиграть в дидактические игры. Цель создания мини- музея: Познакомить детей с морем, морскими животными и растениями. Задачи создания мини-музея: 1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. 3. Формирование у дошкольников представления о музее. 4. Расширение кругозора дошкольников. 5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. 6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания. 7. Развитие творческого и логического воображения. 8. Формирование активной жизненной позиции. Миссия мини-музея: Развитие познавательного интереса у детей. Участники: Воспитатели, дети старшей - подготовительной группы, родители. Методические приемы: 1. Словесный: использование художественного слова, рассказ, беседа. 2. Игровой: дидактические игры 3. Наглядный: наблюдение, рассматривание предметов, схем. 4. Практический: экспериментирование 5. Анализ Формы детской деятельности в мини-музее: - поисковая; - фондовая; - научная; - экспозиционная; - познавательная. Музейные экспонаты собирались по разным принципам: • Принцип интеграции: где содержание музея позволило воспитателю познакомить детей с разными областями человеческой деятельности (мореходство, судостроительство, изготовление сувениров) • Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды художественно- эстетического развития (аппликация, изделия из теста морских обитателей, рисование.) • Принцип культуросообразности: приобщение к бережному отношению к воде, морским обитателям, общечеловеческим ценностям. • Принцип гуманизации: в нашем мини-музее созданы условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживается его инициатива, творческую деятельность в образовании. • Принцип разнообразия (большое количество разнообразных экспонатов) • Принцип экологичности (все предметы музея безопасны для здоровья детей) • Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея. • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой совместной деятельности и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику образовательной деятельности, экскурсий в музеи города. • Принцип партнёрства: мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей. Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нём работу. Организация познавательно- исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через: • формирование и организация коллекций • совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт); • использование метода проектов в образовательной работе с детьми; • организация экскурсий, занятий, тематических вечеров и музейных праздников, • взаимодействие с предметной средой музея и друг с другом; При создании и разработки мини-музея мы опирались на основные компоненты образовательной среды детского музея: • материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование. • личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов. Раздел «Жизнь в воде» представлен разнообразными поделками, фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие жителей моря. Раздел «Корабли». Здесь представлены объемные макеты, сувенирные корабли, фотографии судостроительства. Раздел «Морское дно». Экспонаты здесь представляет ракушку, камни морской песок. Раздел «Морские обитатели». Чучела морских рыб. Раздел «Поделки». Задача раздела вызвать желание у детей изготавливать поделки в разных техниках(вышивка, аппликация, поделка с использованием даров моря ) Раздел Картотека игр, загадок, стихов. Раздел «Подбор литературы» энциклопедии, иллюстрированные альбомы… После завершения проекта дети приобрели следующие качества: Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления Предметные: систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Живая природа , вода», у них сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. У детей формируются представления о значении моря в нашей жизни. Сформированы представления о том, в какие морские обитатели существуют. Дети уточнили и упрочнили свои знания о свойствах воды, море, морских обитателях, профессиях людей, которые на прямую связаны с морем. Повысилась познавательная активность детей в процессе экспериментирования. Перспективный план работы с мини-музеем «Море» в группе №7 на 2012-2013 год. Перспективный план работы с мини-музеем «Море» в группе №7 на 2012-2013 год.
Приложение.
Провели воспитатели 7 группы: Грачева Г.В., Чиж Л.А. Цель: Закрепить знания детей о музеях. Задачи: Расширить кругозор и эрудицию детей. Совершенствовать зрительную и слуховую память. Формировать связную речь, обогащать словарь. воспитывать умение играть коллективно. Предварительная работа: 1.Беседа о музеях, экспонатах. 2.Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. 3.Проведение занятий по расширению словарного запаса. 4.Подготовка домашнего задания: посещение музеев. Оборудование: Слайд-шоу музеи нашего города. Картинки с изображением: перо, яйцо, клубок ниток, стрела, метла, щука. Ватман – 2 шт., фломастеры – 2 п. Метла – 2 шт., ведро – 2 шт. Иллюстрации к русским народным сказкам. В зал входят команды под музыки КВН. 1-й ведущий. Здравствуйте дорогие гости и участники!!! Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать больше нового и интересного о музеях, и, конечно поиграть в увлекательную игру КВН. Но сначала хочется поговорить о музеях. Что же такое музей? Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, хранением предметов. Существует большое разнообразие музеев. Ребята, какие музеи знаете вы? (Ответы детей). Молодцы! ( Музей кукол - в этом музее представлены куклы со всего мира, начиная фарфоровыми и заканчивая куклами музыкальными -автоматами; музей анимации - здесь представлены куклы из любимых мультфильмов. Музей - “Жили-были”. В этом музее в роли гидов выступают сказочные персонажи. Здесь можно кататься на печке и спускаться в колодец, а заодно увидеть много кукол, предметы из сказок. Музей “В гостях у сказки”. Здесь представлены русские народные сказки (Маша и три медведя, По щучьему веленью, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Хозяйка медной горы). В этом музее можно побывать в избушке Бабы Яги. О сюжетах сказок рассказывают Емеля, Аленушка, Баб-Яга. Музей леса, где можно насладиться красотой и величием деревьев, которые прожили более сотни лет. Музей льда - здесь представлены композиции сделанные изо льда руками людей. В этом музее можно не только любоваться экспозициями, но и прокатиться с горки, походить по лабиринтам. Музей матрешки в этом музеи можно узнать историю матрешки, отличия Семеновской матрешки от Тверской. ( Рассказ ведущего сопровождается показом иллюстраций, слайд-шоу). Итак, мы вспомнили, какие музеи бывают, и теперь предлагаю отправиться в страну КВН. 2-й ведущий. Внимание! Внимание! Начинается состязание. Сегодня сразятся две команды. Их оружие – знания, находчивость и быстрота реакции. Обе команды в прекрасной сказочной форме и готовы идти к победе. В зале присутствуют болельщики, они готовы волноваться за свои команды. За каждый правильный ответ команда будет получать очко. Победителей ждут подарки. Итак, поприветствуем наши команды. Команда________________________________________________ Команда________________________________________________ Начинаем состязание. Жеребьевка. (Каждой из команд предоставляется выбрать из шляпы лист бумаги, на котором написан номер). Представление команды: название, девиз, эмблема. 1-й ведущий. Первый конкурс. Домашнее задание. Сценка. Ребята у вас было домашнее задание, в котором вы должны были придумать сценку, связанную с музеем или персонажем, который относится как экспонат к данному музею. Итак, слово первой команде. В один весенний доисторический день, маленький динозаврик Денисик, запыхавшись, заскочил в густые заросли к родителям.
2-й ведущий. Замечательно! Теперь предоставляется слово второй команде. 1-й ведущий. Второй конкурс называется «Отгадай-ка» Сейчас я буду загадывать загадки, а ваша задача отгадать не только про кого эта загадка, но и к какому из музеев относится данный предмет. Кто знает ответ, тот быстро поднимает руку. За каждый правильный ответ команде присуждается очко. 1.Гуси – лебеди летят, унести детей хотят. Кто помог сестрице с братцем От Бабы – Яги домой добраться? (Печь, яблоня, речка. Музей « В гостях у сказки»). 2.Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно. (Кукла. « Музей кукол»). 3.Братишка ей не подчинился И вот в козленка превратился, Когда водицы из копытца Он в знойный день решил напиться. (Аленушка и братец Иванушка. Музей «В гостях у сказки»). 4.Из леса птицы прилетают, Детишек малых забирают К Яге в избушку их несут- Озорников всегда там ждут! ( Гуси-лебеди. Музей « В гостях у сказки»). 5.Жил когда-то огромный, Но мы до сих пор его помним Его уже давно нет, По костям его создан скелет. ( Динозавр. «Палеонтологический музей»). 6.Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом- Чудеса увидишь в нем! ( Лес. «Музей леса»). 7.Камена страница, Всяк на ней резвится Коньками делает следы, А страница из воды. (Лед. «Музей льда»). 8.Разноцветные Подружки Перепрятались друг в дружке Мал, мала, меньше. (Матрешка. «Музей матрешки»). 9.Без конца и края Лужа Не страшна ей злая стужа, В луже ходят корабли, Далеко им до земли. (Море. «Музей океанариум».) Музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов за два конкурса. 2-й ведущий. Третий конкурс «Чем больше, тем лучше» В этом конкурсе каждый участник называет любой музей, который он знает, названия не должны повторяться. Чья команда назовет больше названий музеев, та и получает очко. 1-й ведущий. Четвертый конкурс. «Догадайся сам» Сейчас команды по очереди покажут представление, команда соперников должна угадать название сказки. Подведение итогов за два конкурса. 2- ведущий. Пятый конкурс «Совершенно сказочные вещи», музей «В гостях у сказки», «Жили-были». Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Я вам покажу обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Предметы: перо, яйцо, клубок ниток. («Конек-Горбунок», «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая») Предметы: стрела, метла, щука. («Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению») 1-й ведущий Шестой конкурс «Мультвикторина», «Музей анимации». В этом конкурсе вам нужно вспомнить любимых героев из мультфильмов. За правильный ответ, команда получает очко. 1.Кто из героев любит произносить такие слова: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд) 2.Что говорили два мышонка коту Леопольду? (Прости нас, Леопольд) 3.Назовите имя мальчика, проживающего в деревне Простоквашино. (Дядя Федор) 4.Назовите фамилию кота из деревни Простоквашино. (Матроскин) 5.Как звали оригинальную старушку из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»? (Шапокляк) 6.Как звали друга крокодила Гены? (Чебурашка) Подведение итогов за два конкурсов. Слово жюри. 2-ведущий. Седьмой конкурс «Веселый карандаш» Каждой команде нужно будет нарисовать сказочное животное, например дракон, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, летучая корова. Каждый игрок из команды подходит к столу и рисует на листе только одну деталь животного. Например, голову или хвост, или ногу и т.д. очко получает та команда, которая быстрее нарисует свое сказочное животное. А сейчас капитаны команды подойдут и, выберут, какое животное предстоит нарисовать вашей команде. А пока команды выполняют задание, я предлагаю игру со зрителями. Баба-Яга пригласила гостей на день рождения, а что это за гости, вы мне подскажете. Кощей… Бессмертный Елена…Прекрасная Василиса… Премудрая Сестрица…Аленушка Мальчик… с-пальчик Братец… Кролик Разноцветный динозавр…Великан матрешка Змей… Горыныч-Крошечка… Хаврошечка Зеленое море…Глубокий лес Никита… Кожемяка Марья…Царевна 1-й ведущий. И наш последний, восьмой конкурс «Баба-Яга» Игрок одной ногой стоит в ведре, другой – на полу. В руке он держит метлу. Проходит от старта, до финиша и обратно, передает метлу и ведро следующему игроку, сам садится на стул. Побеждает та команда, чья быстрее выполнит это задание. Слово предоставляется жюри. Подводятся итоги состязания и награждают победителей. 2-ведущий. Вот и кончилась игра, Порезвились как всегда! В умную игру играли КВН – ее назвали. Кто быстрей, а кто смелей Туров было очень много, Но жюри следило строго. Мы играли, рисовали Сценки здесь для вас играли, И музеи вспоминали. А теперь нам всем пора Ведь закончилась игра!
Опытно-экспериментальная деятельность, как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой. Тема: «Царица-водица» Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, о её роли в жизни человека. Развивать навыки исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение. Дать элементарные представления о процессе фильтрации воды. Воспитывать бережное отношение к воде. Предварительная работа: Беседа «Свойства воды», чтение стихотворений о воде. Составление монограммы для проведения опытов. Задачи: Образовательные: 1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. 2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Дать элементарные представления о процессе фильтрации воды. Воспитывать бережное отношение к воде. 3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: -закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности. - учить пользоваться пипеткой. Воспитательные: 1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде. Развивающие: 1.Развивать у детей фонематический слух. 2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. 3.Учить отгадывать загадки. Предварительная работа: 1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Проведение экспериментов с водой. 3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 5.Чтение художественной литературы по теме «Вода». 6.Наблюдениеза водой на прогулке. Материал для занятия: глобус, картинки моря, реки, пруда; пластиковые стаканчики для опытов, растительное масло, лед , емкости для посуды, красители, зеркало, фильтровальная бумага, сахар, нарисованная монограмма(таблица для занесений результатов проведения опытов) Ход занятия: Звучит музыка, дети сидят на ковре. Входит Царица Водица. -Здравствуйте, ребята. Я проплыла много морей и океанов, рек и озер и вся испачкалась. Посмотрите чего только нет на моем наряде! ( отходы производства, бутылки, бумага…). Некоторые люди так плохо относятся к природе и засоряют окружающую среду! Я так огорчилась и расстроилась увиденным, что, к сожалению , забыла кто я! Включается запись “ Музыка воды”. -Ребята, что за музыка льется? Какие звуки вы слышите и на что они похожи? (ответы детей). -Действительно, это мелодия воды! Шум волн, плеск воды. Я вспомнила! Я Царица Водица. А, вы слышали обо мне? Говорят, что я везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране… Без воды вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить, Без меня вам не прожить. В озере меня найдёте И в сыром лесном болоте.
Ребята, я хочу показать вам глобус-макет нашей планеты. Какие цвета вы видите? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (ответы детей). Каким цветом обозначается вода? Если покрутить глобус вокруг своей оси, то мы увидим, что преобладает синий цвет. Это означает, что воды на Земле больше, чем суши. Где можно встретить воду? (В морях, океанах, озерах, прудах, водопадах, болотах, реках, растениях). Воду можно встретить не только в жидком состоянии, но и в твердом - лед, газообразном - пар. А знаете ли вы, что морская вода отличается от проточной воды? Морскую воду пить нельзя, - она соленная, проточная - пресная. Пресной водой являются реки, водохранилища, озера, источники. Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду, стирать, купаться, мыть игрушки…). Ребята как вы понимаете выражение “Бережное отношение к воде?” (Не мусорить возле водоемов - не кидать бумагу, бутылки, фантики, очистки от бананов…,закрывать кран). Ребята, посмотрите, благодаря вашим знаниям, правильным и бережным отношениям к окружающей нас среде, мой наряд очищается от мусора и нечистот! Спасибо вам за верные ответы! Теперь я стала, как раньше - чистой и прозрачной! Какую воду мы получаем из крана? (Чистую). Правильно, чистую воду мы получаем благодаря очистным сооружениям, в которых находятся фильтры. Так же у многих из вас дома есть то же специальные мини - фильтры для очистки воды. Теперь, ребята, давайте отдохнем и превратимся в капельки… Физ. минутка. Звучит музыка. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, из которого образовалось облако (дети – капельки присели, потом встают, затем поднимают вверх руки). Мы немного отдохнули, теперь предлагаю представить, что мы лаборанты. Проходим в мини-лабораторию. Дети рассаживаются за столы, надевают нарукавники. Для начала давайте вспомним правила безопасности проведения опытов: -аккуратно пользуйся ёмкостью для воды - не пробуй воду на вкус - своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду. -содержимое стакана осязаем с помощью движения руки : от стакана к лицу, не наклоняясь. Поскольку мы с вами разговор остановили на способах очистки воды, предлагаю вам посмотреть, как это можно проделать в домашних условиях. 1 Опыт. Фильтрация воды. Цель: выявить, что с помощью фильтровальной бумаги можно очистить воду от примесей. В стакан с водой добавить растительное масло, перемешать, обратить внимание детей на то, что масло не растворилось, а плавает на поверхности воды тонкой пленкой. С помощью лейки и фильтровальной бумаги процедить воду. Масло осталось на бумаге, в стакан стекает вода без примесей. Результаты занести в таблицу. 2 Опыт. Три состояния воды. Цель: выявить, что лед плавает, тает, состоит из воды. При кипячении воды происходит парообразование - испарение. 1).Лед опустить в стакан, обратить внимание детей на то, что лед растворяется. С помощью зеркала показать детям третье состояние воды. 2).Подержать зеркало над горячей водой. Обратить внимание детей на пар, который образовался на зеркале, превращаясь в капельки воды. Результаты занести в монограмму. 3 Опыт. Вода прозрачная. Цель: выявить, что вода прозрачная с помощью картинки. 1). Вода немного искажает изображение, но видно достаточно хорошо. 2). Добавить красители. 4 Опыт. Имеет ли вода запах? Цель: выявить вода не имеет запаха. 1.Содержимое стакана осязаем с помощью движения руки: от стакана к лицу, не наклоняясь. 2. В стакан добавляем каплю парфюмерного средства (одеколон, духи). Результаты занести в таблицу. 5 Опыт. Имеет ли вода вкус? Цель: выявить, что вода не имеет вкуса. Предложить детям попробовать, затем добавить сахар, сравнить. 6 Опыт. Вода не имеет формы. Цель: выявить, что вода принимает форму предметов. Перелить воду из одного сосуда (банка) в другой ( графин). Результаты занести в таблицу. Подведение итогов: Мы провели опыты, и заполнили таблицу. Теперь, давайте, глядя на монограмму, вспомним свойства воды. И, на – последок, дети приготовили загадки для наших гостей: 1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака) 5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
На этом наше занятие закончилось, всем спасибо.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир моря» Цель: дать первоначальное представление о подводном мире. Задачи: -формировать представление детей о морском дне, морских обитателях; - закрепить вычислительные навыки счёта до 10; - воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы. Оборудование: презентация «Морские обитатели», стаканы с водой, трубочки, аквариум с морскими камешками и ракушками. Ход НОДДети становятся в круг. Воспитатель: -Ребята встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Ножками затопали, Ручками захлопали. Постучим ладошкой По ручкам немножко. А потом, потом, потом Грудку мы чуть – чуть побьём. Хлоп – хлоп тут и там, И немного по бокам. Хлопают ладошки Нас уже по ножкам. Погладили ладошки И ручки, и ножки. Ребята дружно скажут «Да», Прыгать весело, друзья! - Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Угадайте, что это? Обманывать не стану, Я меньше океана, Но я большое всё же, На океан похоже. Могу спокойным быть, Могу и заштормить. Есть у меня всегда Солёная вода. (море) - Что вы знаете о море? Какое оно по размеру? По цвету? Какая в нём вода? - Вы много знаете о море, а хотите узнать кто живёт на дне моря? - Тогда отправляемся в путешествие. Путь до моря неблизкий. Сначала идём по горячему песочку (Ходьба на носках, руки вверх) •Потом по каменистой дорожке (Ходьба на пятках, руки за спиной) •Впереди извилистая дорожка (Бег змейкой) •А вот высокая трава (Ходьба с высоким подниманием коленей) • Теперь спускаемся с горки (Лёгкий бег) •И идём по ровной дорожке (ходьба) - Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря. (Звучит фонограмма «Море».На экране берег моря Давайте подышим прохладным морским воздухом. Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох). Как же нам погрузиться на морское дно? Подводный мир. Он так прекрасен. Веками под водою скрыт. Лишь стайкам рыб глубины все известны, И от того ещё сильней он нас манит. Нас удивляет красота кораллов, Разнообразие животных, думы бередит. Дельфин веселый мимо проплывает, Здесь краб морской на дне лежит. Предлагаю вам погрузиться в морскую пучину на подводном батискафе Это такой самоходный подводный аппарат для исследования морских глубин. Хотите услышать какие звуки издаёт батискаф при погружении? Опыт с водой: Дети берут стаканчики с водой и при помощи трубочек дуют (слышно бурление) -Теперь занимайте свои места в батискафе (садятся на стульчики) На экране морская вода. -Кто является основным обитателем моря? (рыбы) Посмотрите, появилась стайка маленьких рыбок. Давайте их сосчитаем(10). Рыбки очень пугливые и несколько рыбок уплыло. Сколько рыбок осталось? (6)Сколько рыбок уплыло(4). - Интересно, кто же спугнул наших рыбок? Властелин семи морей, в океане всех сильней. Он плывет – вода бурлит, это чудо – рыба (кит) На экране появляется кит и дельфин. - Кто рядом с китом? Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха-мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей. - Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты. • «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом. На экране появляется акула. - а это что за рыба? Акула известная морская хищница. У неё очень острые зубы и встреча с ней не обещает ни чего хорошего. Так давайте поскорее опустимся на морское дно. На экране морское дно. -Какие растения растут на морском дне? (водоросли) Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ не обходимых человеку. на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет). На экране морской конёк. Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный. На дне ещё много камешков и ракушек, а само дно покрыто песком. Ребята, давайте на память о нашем путешествии наберём ракушек и камешков. Дети из аквариума на ощупь достают камешки и ракушки. - Нам пора возвращаться (на экране пузырьки) - Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Вы всё запомнили? Сейчас мы проверим как вы запомнили как выглядит морское дно и кто живёт в море. Дети составляют коллаж из камешков, ракушек, водоросли делают из бумаги, приклеивают готовые шаблоны рыб. Молодцы, всё правильно запомнили, а этот коллаж будет нам напоминать о путешествии Конспект занятия по лепке из соленого теста «Морская звезда» Цель: Изготовление Морской звезды из солёного теста в технике тестопластики.
Предшествующая работа: 1. Чтение художественной литературы. 2. Рассматривание иллюстраций в книге «Энциклопедия». 3. Беседы с детьми. Оборудование: 1. Солёное тесто 2. Стеки 3. Природный материал 4. Иллюстрации с изображением осьминога 5. Индивидуальные клеёнки 6. Готовый образец осьминога из солёного теста 7. Морской фон для подделок Методические приёмы: 1. Создание игровой мотивации 2. Вопросы к детям 3. Рассмотрение образцов 4. Объяснение и показ лепки осьминога 5. Помощь детям 6. Проигрывание ситуации с подделками Ход занятия:Воспитатель с детьми входят в группу (зал) Воспитатель: Дети, давайте вспомним, каких морских жителей вы знаете? Ответы детей (рыба, морская звезда, морская черепаха, осьминоги) Воспитатель: Ребята послушай те загадку: Ты уже, дружок, конечно,
Папа морских звездочек пришёл к нам за помощью, он никак не может найти своих деток. Давайте мы поможем ему! (Дети начинают искать, под столом, среди игрушек) Воспитатель: Ребята, посмотрите, из чего сделана наша морская звезда? (из теста). Значит, где нужно искать? (в тесте) (Дети находят двух морских звезд). Воспитатель: Двух нашли, а где остальные? Они, наверное, в тесто превратились! Давайте слепить морскую звезду. Воспитатель: Надо разделить тесто на две части. Одна часть должна быть больше, из нее мы будем делать морскую звезду, из части, что поменьше, сделаем колбаску, а из колбаски маленькие шарики для щупалец. Из теста формируем пятиконечную звезду. Воспитатель: Ребята, сколько щупалец у морской звезды? Правильно, пять. Формируем еще четыре щупальца. Затем шарики необходимо прилепить на щупальцы. (Дети выполняют задание, при необходимости воспитатель помогает ребятам) Воспитатель: Сколько щупалец у морской звезды? (пять). Где они живут? (Готовые работы ставятся на полотно) Воспитатель: Папа- морских звездочек очень рад, что вы помогли найти его детей. Давайте посчитаем, сколько морских звездочек. (Дети считают) Воспитатель: Папа – морская звезда очень рад, что нашлись его дети. (В это время возвращается мама – морская звезда, все рады) Воспитатель: А сейчас, ребята, вымойте руки и уберите за собой рабочее место Конспект занятия по образовательной деятельности: Художественное творчество. Аппликация. Тема: «Золотая рыбка» Цели: Формировать художественно - творческие навыки у детей. И бережного отношения к рыбам. Задачи: Образовательные: - Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни рыб. -Учить детей правильно создавать заданную композицию. Развивающие: -Формировать навык аккуратного наклеивания. Воспитательные: -Воспитывать бережное отношение к рыбам. -Вызвать радостные чувства, от участия в творческой работе. Предварительная работа: 1.Рассматривание иллюстраций 2.Чтение книг и рассказов 3.Загадывание загадок 4.Беседы 6.Рисование рыб 7.Вырезание нарисованных рыб Оборудование к занятию: 1.Ватман с заранее нарисованным аквариумом 2.Рыбки ранее нарисованные и вырезанные детьми 3. Цветная бумага 4.Клей 5.Салфетки. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у нас с вами сегодня очень интересное занятие. Давайте вспомним, рыбок, которые мы с вами знаем. Ответы детей: Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь перечислите, рыб с интересной формой тела? ( слайд) Дети: Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте, пожалуйста: Рыбы Плавниками водят рыбы, Воду чистую мутят. Пообедают – Спасибо Никогда не говорят. Так живут они веками. И куда ни бросишь взгляд, - Рыбы только плавниками Благодарно шевелят. Почему такие рыбы? Да во рту у них вода! И они сказать спасибо Не сумеют никогда. Л. Рашковский. Воспитатель: Давайте превратимся в рыбок и поиграем в игру : «Сомы и пескари». Рыбья дразнилка Эй, сом! Эй, сом! Ше-вель-ни Хвос-том! А я тебя Не боюсь! Дай подергаю за ус! Ты – ленивый, Ты проворный, Ты – серебряный, Ты – черный. И не хлопай пастью зря, Не поймаешь пескаря! Воспитатель: В игру мы поиграли, отдохнули, превратились обратно в детей. Садимся за столы, ребята перед вами лежат рыбки, которых мы рисовали, затем вырезали, давайте вспомним у кого какая рыбка. Дети: Воспитатель: А теперь, приготовим, кусочки из цветной бумаги, что бы их наклеивать на контур рыбки. Воспитатель: Ну что, заготовки мы сделали… Начинаем наклеивать на контур ваших рыбок. Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на нашу работу: высох ли клей, проверим, хорошо ли приклеились кусочки цветной бумаги? Какие мы молодцы! Спросить несколько детей, чтобы они показали своих рыбок. Мы обязательно повесим нашу работу на выставку, пусть и родители полюбуются какие мы молодцы! Наше занятие закончилось. НОД с тему: «Свойства воды»«Познание», «Коммуникация», «Социализация» Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность 2. Воспитательные: - воспитывать умение действовать в коллективе. - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу. 3. Развивающие: - учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение. - развивать логическое мышления; - стимулировать познавательную активность детей. Материалы и оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе» На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые. Ход НОД:Организационный момент: - Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь. В морях и реках обитает Но часто по морю летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (вода) - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Основная часть. - Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода? - Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? - Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация). Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. - Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная? Опытно-исследовательская деятельность. - Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса) - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. - А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке? - Значит вода какая? (прозрачная). - А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили) - Имеет ли вода определённую фору? (нет) - Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду? Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море. - Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем. Физминутка. К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно: Вместе раз-это брасс, Одной, другой-это кроль. Все как один плывём как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. - А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Опытно-исследовательская деятельность. - Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. - А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду) Заключительная часть. - О каком веществе мы сегодня с вами говорили? - Какие свойства есть у воды? - Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания. Конспект НОД в старшей группе с элементами экспериментирования «Круговорот воды в природе»Цель: Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: Задачи Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; источниках питьевой воды, Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; Обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы; Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща. Предварительная работа: • Беседа с детьми о значении воды • Чтение рассказа "Как люди речку обидели" Н. А. Рыжовой • Чтение сказки "Путешествие Капельки" • Проведение отдельных опытов с водой • Дидактическая игра "Кому нужна вода" • Просмотр презентаций на тему: "Почему воду нужно беречь" Материал к занятию: Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник, холодное стекло. Схема круговорот воды в природе. Иллюстрации на тему «Вода». Географическая карта мира или глобус. Ход: Обратить внимание детей на карту. Так выглядит наша планета Земля, нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать. - На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается? В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. (Демонстрация схемы круговорота воды в природе). Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе. Сейчас я вам покажу опыт, а вы поможете мне сделать выводы. (Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их, что нельзя покидать своё место во время опыта). Опыт: В электрическом чайнике кипит вода, пар из носика чайника вырывается хорошо видной струёй. Посмотрите и увидите, как из чайника выходит пар. Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду! Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар. Затем к струе пара подносим холодное стекло. Подержали некоторое время над паром, выключив чайник, убираем, посмотреть на стекло. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь стекло, было сухим. Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Вот так происходит в природе, (обратить внимание на схему). Физминутка. 26 января 2017 в 10:33
Прикреплённые файлы:Документ: Проект мини-музей "Море" Описание файла:Файл называется: 12-more_tm0q5.ppt Это официальный файл организации «ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва», в нём содержится Проект мини-музей "Море". Размер файла: 17,29 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.