ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Проект "Помоги птицам"Проект «Помогите птицам!»(подготовительная группа, краткосрочный, творческий)Авторы : Грачева Г.В., Чиж Л.А. Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Зимующие птицы». Задачи: Расширять знания детей о зимующих птицах; Расширить представление о внешнем виде птиц в зимний период; Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх; Способствовать развитию памяти, восприятия; Воспитывать заботливое отношение. Вид проекта: творческий, коллективный. Продолжительность проекта: кратковременный (1 недели). Участники проекта: дети, родители, педагоги. Формы реализации проекта: занятия; дидактические, с\р игры; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; изготовление кормушек; работа с родителями. Предполагаемый результат: Расширятся знания детей о зимующих птицах, о внешнем виде, повадках. Пополнится словарный запас; Сформируется активность и заитнересованность в образовательном процессе детей у родителей. Заботливое отношение к живой природе. Актуальность проекта: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц. Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап: Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми. Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание, беседы, рассматривание, игры. Сотрудничество с родителями: Изготовление кормушек разного вида – информация для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Необходимое оборудование: Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки. Музыка – Аудиозапись голосов птиц. Иллюстрации - зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки. Продукты проекта: Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора» Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми. Изготовление шапочек птиц к подвижным играм. Реализация проекта: Основное направление ФГОС – познавательно-речевое. Форма работы с детьми: Игра. Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Чтение. Коллекционирование и др. 2. Основной этап: Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, занятия, беседы, наблюдения, подкормка птиц, рисование, аппликация, подвижные игры, дидактические игры. Сроки проведения проекта (3 неделя ноября)
Приложение к проекту «Помогите птицам!»
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.Задачи: расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.Планируемый результат: может поддерживать беседу о птицах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.Материалы и оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, энциклопедии о птицах, схемы для описания внешнего вида птиц. аудиозапись «Голоса птиц» разрезные картинки. Презентация. Настольная игра «Собери птицу» Загадки о птицах. Д/игра «Кто как кричит» Птичья викторинаПредварительная работа: Прогулка в парк. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Изготовление вместе с родителями кормушек.Содержание организованной деятельности детей 1. Организационный момент.
Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра. Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям электронное письмо. Воспитатель :Дорогие дети к нам в группу пришло электронное письмо из далекой Африки. (Читает письмо) · «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожайлусто, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!» Воспитатель :Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка находиться очень далеко. (дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т.д.) Останавливаемся на варианте – общение через интернет. Дети садятся на стульчики. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. Воспитатель :Как такие птицы называются? (ответы детей) Воспитатель :Дети назовите зимующих птиц. (Ответы детей) Воспитатель :Почему они остались? (Ответы детей) Воспитатель :Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала опишите ее внешний вид. (детям, у которых возникает затруднения, предлагаются схемы описания внешнего вида птиц). Схема расположена на интерактивной доске. Дети начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки. · Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо. · Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины. · Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. · Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица. · Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям. · Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. · Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц. Физкультминутка Воспитатель :Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем. (в гнезде находятся загадки) Отгадывание загадок 1) я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой Все равно он будет мой. (дятел) 2)Чернокрылый, красногрудый, Он везде найдет приют. Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут. (снегирь) 3)Любит прыгать и летать, Хлеб и зернышки клевать. Вместо «Здравствуйте» привык Говорить всем чик-чирик. (воробей) 4) всё хлопочет и вертится Всё свистит и суетится, Ей на месте не сидится Называется…….синица. 5)Трещала с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора? Такая с ней морока, Когда трещит ……сорока. Воспитатель :Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Воспитатель :А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц. Воспитатель :Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую. Воспитатель :А какие кормушки приготовили вы? (показ кормушек) Воспитатель :Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки? (ответы детей) Воспитатель :А чем вы кормите птиц? Воспитатель :Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время? Дети: для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена. Воспитатель :Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков. «Настольная игра «Собери птицу» Птичья викторина Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом) У какой птицы самый длинный язык? (у дятла) дитя любых пернатых (птенец). Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица) Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей) Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (подбирают останки насекомых, селятся в дуплах)«Дидактическая игра «Кто как кричит» голоса птиц: синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки. Рефлексия: Воспитатель :Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», как у вас настроение? (ответы детей) Воспитатель :Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах? Кто и что нам в этом помогло? Что нового вы узнали? Молодцы!
Конспект НОД в подготовительной художественно-эстетическое развитие (аппликация) группе на тему:
Программное содержание: Продолжать формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах; закрепить знания и представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.); учить детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к птицам. Побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение; продолжать учить методом обрывания бумаги обклеивать силуэт птиц; развивать мелкую моторику. Предварительная работа: загадывание загадок о птицах; чтение художественной литературы; рассматривание картин; наблюдение в живой природе. Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц; аудио записи «Голоса птиц»; клей, кисточки, цветная бумага, салфетки. Словарная работа: насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие.
Ход НОД Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот плакат. Назовите знакомых вам птиц. Дети: (Грач, ласточка, снегирь, синичка, воробей, сокол, утка, сорока, ворона.) Воспитатель: - В какое время года птиц больше? (Летом.) - Почему многие птицы улетают? (Не переносят холода, нет корма.) - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные.) - А какие птицы остаются с нами? (Зимующие.) Воспитатель: - Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то они называются насекомоядными. Давайте рассмотрим этих птиц на картинках. Обратите внимание, что клюв у этих птиц острый, прямой, удлиненный – это для того чтобы удобнее было ловить насекомых (скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок). Насекомоядные – это полезные птицы – они уничтожаю мух, комаров, а также вредителей, которые уничтожают урожай на огороде (трясогузка). А теперь давайте поговорим о птицах, которые питаются зерном и плодами деревьев, их называют зерноядными. Давайте рассмотрим этих птиц (голубь, синичка, снегирь, ворона, сорока, воробей). Ребята обратите внимание вот на этих грозных птиц. Клюв у них загнут к низу – это хищные птицы. Этим клювом они крепко цепляются в свою добычу. Они питаются ящерицами, мелкими грызунами, рыбой, зайцами, птицами. 2. Физ. Минутка. 3. Выставка кормушек. (Дома дети с родителями сделали кормушки из подручного материала. Вместе с детьми рассмотреть их.) Воспитатель задает детям вопросы: - Для чего мы делаем кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой, зимой птицам добывать корм сложнее.) - Почему необходимо подкармливать птиц? (чтобы птицы не погибли от голода). - Из чего можно сделать кормушки? (из бутылок пластиковых, коробок, из дерева). 4. Воспитатель: - Ребята, теперь я вам предлагаю изготовить своих птиц из бумаги. Обратите внимание, у каждого на столе своя птица. (Воспитатель напоминает правила аппликации отрывным способом.) Аппликация Дети садятся за столы, воспитатель предлагает обклеить силуэт птиц бумагой. У каждого ребенка будет своя птичка. Дети обрывают от целого листа бумаги небольшие кусочки и наклеивают их на птичку. После проделанной работы проводится анализ выполненных работ. Воспитатель: - Посмотрите, сколько красивых птиц получилось у нас (синички, вороны, сороки, грачи и др.). - Ребята, что нового мы узнали с вами сегодня? - Как нужно помогать птицам зимой? Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми (свиристель, пищуха, поползень), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма, выдержки. Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная. Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок. Материалы к занятию: мячик из мишуры («снежок»), фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клей ПВА. Ход занятия: Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.) Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.) Затем звучит фонограмма с голосами птиц. Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.) Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.) А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.) А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.) А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие. Обыщет стайка всё дерево и снег под ним, и соберёт всё, что можно: попрятавшихся насекомых, семена и плоды. А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве? Игра «Угадай птицу» 1. Всё время стучит, деревья долбит, Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.) 2. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) 3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.) 4. Птичка-невеличка, ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок, Получается прыжок. (Воробей.) 5. Кто там прыгает, шуршит? Клювом шишки потрошит? Голосом речистым, чистым, «Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.) Воспитатель: Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? Это пищуха – длинноносая птица. Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.) Физкультминутка. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится (дети шагают на месте) Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем), Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево). Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку (дети показывают движение), И с дорожки на плетень, Тири-тири, тень-тень (прыжки). Игра «Верю – не верю». Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю». - Клесты выводят птенцов зимой. - У синицы жёлтое брюшко. - У воробья большой сильный клюв. - У свиристели на голове большой хохолок. - У сороки длинный чёрный хвост. - Поползень – это длинноносая птица. - Для птиц самое страшное зимой – это голод. - Клесты любят семена шишек. - Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п. А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.) Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.) Отгадайте загадку: Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.) Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.) - Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного. - Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян. Но сначала подготовим наши руки. Пальчиковая гимнастика: Птичка прилетела (машем кистями рук), Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта), Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки). Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки. Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях. Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках. В конце подводится итог занятия. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Жизнь птиц зимой»Программные задачи: обобщить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Ход занятия.Белым снегом все покрыто: И деревья, и дома. Свиснет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка-зима». Вновь для птиц кормушки ставят, Насыпают в них корма . И поют пичужек стаи: «Здравствуй, зимушка-зима». (Г. Ладонщиков) 2. Как называют этих птиц?- зимующие. А как живется зимой птицам?- холодно и голодно. Почему?- насекомые в спячке, ягоды, семена трав под снегом. правильно. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода. и в суровые холодные зимы очень много птиц погибают. 3. Загадка про воробья. 1. Птичка-невеличка Ножки имеет А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. --- (Воробей) Расскажите о нем?- - маленькие, неунывающие, бойкие птицы. З спинка коричневая. с продольными черными полосками. хвост- черно-бурый, крылья тоже темно-бурые, головка серая. Питаются зернышками и семенами растений. Зиму проводят рядом с нами. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться. Где они зимуют?- в щелях стен, под крышами домов и заброшенных гнездах. Где находят себе пищу?- во дворах, на свалках, в кормушках. Чем питаются? Какие звуки они издают?- чирикают. Воробьи селятся стайками. Если сторож- воробей заметит хищника, то сразу начинают чирикать, и птицы улетают 4 Загадка Эта хищница болтлива Воровата, суетлива. Стрекотунья, белобока, а зовут ее (сорока). Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок. Чем же они питаются? -- сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока — всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу — насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях. . Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц. Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание. Как она выглядит?- крупная птица, с красивым черно-белым опереньем. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая; хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнутый внизу. Летают сороки не очень хорошо. Любят перепрыгивать с места на место. Почему ее называют сорокой- воровкой? Где устраивают гнезда? - на ветках деревьев или кустарников. Какие звуки издает сорока?- стрекочет. Какую пользу приносят сороки?- поедают насекомых, переносят семена растений. 4 Загадка. Зимой на ветках яблоки скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это? (снегири.). Снегири- прилетают перед первым снегом. И народ заметил, как только прилетели снегири, значит завтра или послезавтра пойдет снег. Поэтому их прозвали снегирями. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Снегирь — доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Как же выглядит снегирь?- верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом- черные. Спина голубовато- серая, брюшко красное. Клюв короткий, черный, толстый Зачем такой клюв нужен снегирю?- расклевывать ягоды рябины, семена клена, есть зернышки) Снегирь- малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. 5. Загадка.. Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Расскажите о нем, Окраска перьев оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные Посмотрите на ее клюв. Расскажите о нем. Таким клювом удобно щелкать орешки. Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. И поют песни (кле-кле-кле). 2. Носят серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет. Видишь- кружат двадцать пар кричат: - Карр! Карр! Карр! (ворона) 6. Физминутка. Птицы высоко летали -- (дети бегают, Птицы крыльями махали -- (дети машут руками, А теперь они спустились -- (приседают, У них крылышки сложились --- (прячут руки за спину). 7. Синица- Синица очень прожорлива - ест она в течение дня почти непрерывно, причем даже в том случае если не голодна: она все равно охотится для того, чтобы спрятать добычу, а потом, когда проголодается, - съесть. Складывает синица она свои запасы в укромном месте - дупле, расщелине. 8 Все птицы разнве, но у каждого есть птенцы У воробья- воробьята У голубя- голубята У вороны- воронята У галки- галчата У галки- галчата. У совы- совята 9. Как мы с вами должны помогать птицам?- построить кормушки. Представьте, что каждый сделал кормушку. На мою кормушку прилетел воробей, а на твою много- воробьев. На мою голубь, а на твою много Синица, много? Щегол, много? Дятел, много? Сорока, много? 10 Давайте угостим наших птиц. Воробья?- крошками, семена. Ворону?- очистками овощей, любую пищу. Синиц?- салом. Снегиря?- рябиной, семечками арбуза, тыквы. Голубей?- пшеном, хлебом Свиристель?- семечками., рябиной. 11. Игра " Скажи наоборот" У вороны большие крылья, а у воробья (маленькие крылышки). У сороки длинный хвост, а у воробья (коротенький хвостик) У дятла большая голова, а у синицы (маленькая головка). Ворона каркает, а воробей - (чирикает). У человека дети, а у птиц- птенцы. У животных шерсть, а у птиц (перья). 12 Воробей- чирикает Синица- тинькает. Сова - ухает. Какие правила мы с вами должны соблюдать в природе?- не оставлять на улице пакеты, банки, коробки. Птиц надо подкармливать в одном и том же месте. Не разорять птичьих гнезд. Кормить птиц ежедневно, в одно и тоже время. корма класть немного для того, чтобы подкормить их в трудное время. Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе с использованием игровых технологий. Тема: «Снегири»Цель: учить детей рисовать фигуру снегиря, несложным конструктивным способом. Задачи. Развивать чувство цвета, мелкую моторику; Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом. Учить отличать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Продолжать учить равномерно, закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке, чувство сострадания к живым существам (птичка). Развивающая среда: бумага, акварель, кисти, простые карандаши, ластики, ёмкости для воды, ватные палочки, салфетка. Иллюстрации с изображением снегирей, фланелеграф. Записи инструментальной музыки, голосов птиц. Музыкальное произведение Дебюси «Танец снежинок». Интерактивная доска.Слайды. Предварительная работа: листы бумаги формат А-4, наблюдение за снегирями на прогулке, просмотр картинок с изображением снегирей, чтение рассказов, стихов, просмотр слайдов, видеороликов. Изготовление красных пластилиновых шариков. Вводное слово педагога Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Воспитатель читает стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою». Слайд № 2 Чародейкою Зимою
И стоит он, околдован, —
Солнце зимнее ли мещет
- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Все спят, звери спрятались, не воет волк, снег скрыл все звуки, птицы не поют). Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют). Слайд № 3-10 Что вы о них знаете? (Ответы детей) 2. Беседа педагога с детьми. На интерактивной доске – иллюстрация стайки снегирей на ветках рябины и среди веток. Слайд №11 Воспитатель читает стихотворение Н. Томилиной СНЕГИРИ Сидят на ветках снегири,
Воспитатель. С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири Снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи. Они рассыпаются по кустам и посвистывают как? Рюм-рюм-рюм! Весну лето и осень снегири проводят в тени густых, дремучих лесов. А осенью собираются в стайки. Летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника, шиповника. Ребята как выглядит снегирь? Давайте вместе рассмотрим снегирей. У нее голубовато-серая спинка, черная шапочка, подбородок, крылья и хвост, белое надхвостье и полоса на крыле. У самцов ярко-красная грудка. А у самок - серая. - Какой формы и цвета клюв? Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (Что бы доставать семена из шишек). Какой формы туловище? Где живут снегири летом, весной, осенью? Когда снегири прилетают в наши края? Чем питаются снегири? (Засохшими ягодами рябины, личинками). 3.Практическая часть. - Ребята, а теперь я предлагаю вам в ветвях деревьев нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц, чтобы стайка поместилась на листе бумаги? (используя диагонально - наклонные линии). Положите кружочки туда, где будут расположены ваши птицы. Слайд №12-17 (Просматривают слайды. Затем воспитатель проводит показ на мольберте.). Вначале мы рисуем простым карандашом, на ветке большой круг, затем внутри большого круга сбоку нарисовать маленький кружок. Переходим на хвост – он немного расширяется на конце. (Показ на мольберте). - Заранее решите, где вы нарисуете снегиря, а где самку. Для нее нам понадобится серая краска. Как ее сделать? (смешать на палитре черный и белый цвет). - Вспоминайте, как мы рисуем кистью? (Набираем немного краски, и зарисовываем внутри контура). - Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Клюв, лапки и глаз рисуем беличьими кистями. Не забываем про белые и серые детали. А если вы решили нарисовать снегирей в ветвях рябины – пастелью изображаем веточки. Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог подсказывает некоторым детям по ходу занятия. После того, как подсохнет краска, подрисовать детали, характерные для снегиря. Показать, как мазком в цвет можно сделать рисунок более объёмным. Например, провести мазок под животиком птицы, на шейке под клювом, под хвостиком и вдоль хвоста. Игра «Шустро скачет воробей». (Гимнастика для глаз) Шустро скачет воробьишка, (круговое движение глазами) Птичка – серая малышка, (моргают глазами) По двору шныряет, (закрывают глаза, широко открывают их) Крошки собирает (закрывают глаза) Воспитатель. Ребята давайте дополним рисунок, добавим кисти рябины. Мы свами вчера лепили красные пластилиновые шарики, давайте, их превратим в кисти рябины на дереве. ( Дети методом придавливания лепят кисти рябины на дереве). Физкультминутка Снегири в лесу кружатся, На поляну все садятся, Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд). И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»). Вот и лес. Ура! Ура! Нам на веточки пора, Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! 4.Итог (рефлексия). - Молодцы! Очень красивые работы получились у вас! Как спелые яблоки сидят на ветвях ваши снегири. Расскажите, чем они вам понравились? (Дети рассказывают, делятся впечатлениями). Мероприятия по работе с родителями: - изготовление кормушек, скворечников - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, соленого теста. - фотовыставка - проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, скворечников, поделок – из природных даров. 3. Заключительный этап: - подведение итогов конкурса среди семей по изготовлению кормушек; - вручение памятных дипломов; - оформление фото выставки; - показ инсценировки для детей сада «Воробьишко»; - оформление выставки семейных поделок птиц из природного материала (поэтапное изготовление кормушек, рассказы детей о проделанной работе); Ожидаемый результат: • У детей проявился интерес к объектам живой природы (зимующим птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу зимой). • Дети много узнали интересного из жизни зимующих птиц. • Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить. • К проекту были привлечены родители: изготовление кормушек, беседы, участие в изготовлении альбома «Птицы нашего края». Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. 26 января 2017 в 22:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.