ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Дополнительная общеобразовательная программа театрально-музыкальной направленности ознакомительного уровня для детей старшего дошкольного возрастаГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение город Москва «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373» Дополнительная общеобразовательная программа театрально-музыкальной направленности ознакомительного уровня для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Театрально-музыкальная студия «В гостях у сказки»
Срок реализации программы – 1 учебный год Программа рекомендована на совете педагогов от 29.08.2016
Разработчики программы педагоги дополнительного образования - Грачева Г.В.,Чиж Л.А. Москва 2016 Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………...3стр 2. Цель программы……………………………………………..3-4 стр 3. Ожидаемые результаты……………………………………..4-5 стр 4.Учебно-тематичский план…………………………………...6-22 стр 5.Содержание программы………………………………………..23 стр 6. Методическое обеспечение………………………………….23 стр 7. Материально-техническое обеспечение………………………24 стр 8. Список литературы…………………………………………..24 стр Приложение 1.Пояснительная записка Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей. 2.Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: - создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества; - обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; - совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; - ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра; - приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт. - нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю; - проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли; - развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; - учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы); - воспитывать любовь к театру; - воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества. 3. Ожидаемые результаты: дети должны уметь: - разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты) - с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов. - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией. должны знать: - некоторые виды театров, - некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки. должен иметь представление: - о театре, театральной культуре. - роли артистов, кукол. - о правилах поведения в театре. - азбуке театра. Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля. Основные формы работы: 1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства: - культуры речи; - сценического движения; - работы над художественным образом. 2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен. 3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером. 4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление. 5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления. Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества. Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие. Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю во второй половине дня в музыкальном зале. Данный курс рассчитан на детей в возрасте 5-7 лет. Продолжительность занятия: 30 мин. 4.Учебно-тематический план
5. Содержание программы. Содержание программы включает такие разделы как: - театральная азбука, - основы кукловождения, - основы кукольного театра, - основы актерского мастерства, - основы драматизации. 6. Методическое обеспечение программы Проведение занятий в театральном кружке направлено на раскрытие творческих способностей детей. В разделе театральная азбука проводятся теоретические занятия, которые направлены на знакомство с театром, с его историей, поведением в театре, театральными профессиями и др. в конце раздела подводится итог в форме викторины. Остальные разделы в основном проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций. В процессе занятий театрального кружка ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации. В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов. В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией. Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию. Основными методами реализации данной программы можно считать: - метод театрализации; - метод эмоциональной драматургии; - метод работы «от простого к сложному»; - игру. 7. Материально – техническое обеспечение Музыкальный зал Звуковая аппаратура, микрофоны Музыкальный центр А/записи Декорации Театральные костюмы Маски Перчаточные куклы Конусные куклы Мягкие игрушки Книги со сказками Ширма Фотографии, картинки, иллюстрации.8. Список литературы: 1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с. 2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. 3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с. 4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с. 5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с. 6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007. 7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с. 8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети» 9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с. 10. Интернет Приложение 1 Педагогическая диагностика театрализованной деятельности. 1. а)самостоятельно разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты) (3 балла) б) с помощью взрослого разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты) (2 балла) в) затрудняется с помощью взрослого разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты) (1балл) 2.а) с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.(3 балла) б) с помощью взрослого изготавливает и использует театрализованные образные игрушки из разных материалов.(2 балла) в) затрудняется с помощью взрослого изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов(1 балл) 3. а) чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами (3 балла) б) владеет знаниями оэмоциональных состояниях героев, требуется помощь в выразительности (2 балла) в) различает эмоциональные состояния героев, но затрудняется их продемонстрировать (1 балл) 4. а) проявляет устойчивый интерес к театральному искусству, называет различные виды театра (3 балла) б) интересуется театральной деятельностью, называет некоторые виды театра (2 балла) в) не проявляет интереса к театрализованной деятельности, затрудняется назвать различные виды театра 5. а) импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем (3 балла) б) использует некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки (2 балла) в) владеет элементарными навыками кукловождения (1 балл) высокий уровень – 3 балла средний уровень – 2 балла низкий уровень – 1 балл 27 января 2017 в 13:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.