ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности ознакомительного уровня для детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет) Кружок тестопластикиГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение город Москва «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373» Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности ознакомительного уровня для детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет) Кружок тестопластики Срок реализации программы – 1 учебный год Программа рекомендована на совете педагогов от 29.08.2016
Разработчики программы педагоги дополнительного образования - Грачева Г.В.,Чиж Л.А.
Москва 2016 Содержание 1.Пояснительная записка …………………………………………………3-4 2. Цели и задачи……………………………………………………………4-5 3.Методические рекомендации по организации занятий ………………5-6 4.Содержание дополнительной программы ……………………………..6-7 5.Учебно-тематические планы ……………………………………............7-13 6. Ожидаемые результаты …………………………………………..........13-14 7. Мониторинг отслеживания результативности…………………………14 8. Методическое обеспечение …………………………………………….15-16 9.Литература………………………………………………………………..16 1.Пояснительная записка
Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Лепка в переводе с греческого означает «пластика». Для чего мы лепим с детьми? Ради процесса, во время которого внутри каждого из нас рождается нечто радостное, еле уловимое. Это то, что называется атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и воспитатель, и дети забывают обо всём, от чего –то освобождаются, очищаются. Чтобы всё это происходило, педагог не должен диктовать, запрещать, заставлять - ребёнок тут же закроется. Чтобы увлечь детей, надо только одно – быть примером, быть увлечённым самому и, конечно, что – то уметь делать. Лепка из солёного теста прекрасное средство раскрытия, развития и воспитания ребёнка. Ребёнок лучше учится различным приёмам лепки, когда видит, как это делает на его глазах взрослый. В лепке дети удовлетворяют свой тактильный голод, и это очень важно, так как через тактильное познание мира они развивают свои чувства, мышление и многое другое. Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Программа «Мукосольки» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно. Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир. Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Мы считаем, что занятия тестопластикой будут комплексно воздействовать на развитие ребенка: Эти занятия повысят сенсорную чувствительность, то есть будут способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; Синхронизируют работу обеих рук; Разовьют воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; Сформируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Будут способствовать формированию умственных способностей детей, расширять их художественный кругозор, способствовать формированию художественно-эстетического вкуса. 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ: Цель программы. Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи: 1)образовательные: расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству. освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры. 2) развивающие: развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии 3) воспитательные: ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности. Принципы: Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент деятельности. Технологии: Игровое обучение Педагогика сотрудничества Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данных возрастов. Занятия проводятся 2 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Длительность занятий 30 минут. 3.Методические рекомендации по организации занятий. Структура занятия 1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). 2. Объяснение, показ приемов лепки. 3. Лепка детьми. 4. Физ. пауза. 5. Доработка изделия из дополнительного материала. 6. Рассматривание готовых работ. Организация учебного процесса: При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила: 1. Не мешать ребенку творить. 2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое. 3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. 4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его 5. Поддерживать инициативу детей. 6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка. Способы лепки 1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) . 2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру. 3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки. 4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей. 5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу. Приёмы лепки Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Тесто для лепки Мука - 300г (2 чашки) Соль – 300г (1 чашка) Вода – 200мл. Способы приготовления теста Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым. Преимущества солёного теста - можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; -легко отмывается и не оставляет следов; - безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно! - если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; - можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе; - краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные; - поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века. - с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму. 4.Содержание дополнительной программы «Мукосолька» Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей. 5.Учебно-тематический план занятий в кружке «Мукосолька»
6. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребенка конкретным показателем его успехов является: Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом. Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения. Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях. Оригинальность предлагаемых художественных решений. Окрепшая моторика рук. К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения. В конце учебного года – выставка творческих работ детей. В результате работы кружка дети освоят следующие приёмы лепки: скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; использование стеки. 7.Методика диагностического обследования детей посещающих кружок «Мукосолька» Диагностика по лепке из соленого теста для детей разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 1. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позу и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений 2. Выполняет декоративные композиции способом налепа и барельефа, проявляет творчество 3. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства Оценки уровня развития Высокий уровень – 4 балла – задание выполняет самостоятельно, владеет приемами лепки, правильно располагает части, проявляет творчество и фантазию в украшении поделки, действует уверенно без помощи взрослого Норма – 3 балла – Не всегда точно соблюдает пропорции, приемами лепки владеет, части поделки располагает верно, действует с небольшой помощью взрослого или с подсказки взрослого. Средний уровень – 2 балла – Приемами лепки владеет плохо, нет творчества, выполняет работу с помощью взрослого Низкий уровень – 1 балл - Приемами лепки не владеет, не соблюдает пропорций, поделку выполнить не может или отказывается от выполнения задания Баллы суммируются заносятся в таблицу и выводится средний уровень развития ребенка. Уровни развития: Высокий уровень 11-12 Норма 8-10 Средний уровень 5-7 Низкий уровень 3-4
8. Методическое обеспечение
Методические приемы
Дидактический материал:
Техническое оснащение:
Форма работы: Совместная деятельность с педагогам. Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, мастерская, конкурс.
1. словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.) 2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.) 3. практический (выполнение работы и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию 2. репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности 3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом 4. исследовательский - самостоятельная творческая работа детей. Методы организации деятельности детей на занятиях: 1. фронтальный - одновременная работа со всеми детьми 2. коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми 3. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы 4. групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек) 5. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение 6. в парах - организация работы по парам 7. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий. Формы подведения итогов: выставка, презентация творческих работ.
9. Список литературы:
1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей). 2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г. 3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г. 4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г. 5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г. 6. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г. 7. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г. 8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012 9. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012 10. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009 27 января 2017 в 13:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.