ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
ПРОЕКТ для детей старшего возраста « Откуда берется мусор и куда он девается?»ГБОУ Школа №1373 ОДО 4ПРОЕКТ « Откуда берется мусор и куда он девается?»Подготовили и провели: Воспитатели1квалификационной категорииГрачева Г.В., Чиж Л.А.Москва 2016-2017 годРазделы: 1. Актуальность проекта 2.Цели 3.Задачи 4.Этапы реализации 5. Ожидаемые результаты 6. Заключение 7.Приложение 1. Актуальность проекта Проблемы экологии в России становится с каждым годом всё более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зелёных насаждений. Одной из сторон рассматриваемого проекта для нас стало формирование и развитие экологической культуры у старших дошкольников. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Откуда берется мусор и куда он девается?». Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники ГБОУ Школа №1373 ОДО 4 не исключение. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора? », «Откуда он берётся? », «Как он влияет на здоровье человека и всего живого? » привели к идее создании проекта «Откуда берется мусор и куда он девается?» Участники проекта:дети –педагоги - родители По количеству участников: коллективный Тип проекта: информационно-исследовательский По продолжительности реализации проекта: продолжительный. Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему» Девиз проекта: « Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки! 2.Цели: Воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. 3.Задачи: -привлечь внимание общественности, родителей и детей к проблеме изменения и сохранения климата; -вызвать интерес, желание быть прямыми участниками проекта «Откуда берется мусор и куда он девается?» -выявление причин появления мусора; -проведение эксперимента «Как разлагается мусор»; -изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора; -проведение акций «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора» (с привлечением родителей); -развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности; -разработка памяток по теме проекта. 4.Этапы реализации: 1) «Проведение исследования экологической ситуации» Теоретическая часть включает в себя постановку целей и задач проекта, выбрана и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше? » Изучая проблему в ходе ОД на тему «Виды мусора», «Про город и про мусор», «Царица-водица» дети узнали, что мусор-это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов: бытовыми, строительными, промышленными. Чтение художественной литературы, интернет ресурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры экскурсии помогли детям осознать серьёзность проблемы мусора и необходимость соблюдения культуры и правил поведения на природе. В рамках ОД дети выяснили, откуда берётся мусор и куда он девается. В практической части исследования проследили путь движения мусора. Воспитанники в течение недели наблюдали, какие продукты покупают их родители в магазине и как они упакованы. Выяснили, что каждый продукт имеет упаковку: пластиковую, картонную, бумажную, целлофановую…Выяснили, что есть специальные контейнеры для отходов с надписями: «стекло», «пластик», «бумага», «бытовые отходы». Эти отходы, за исключением бытовых отходов, проходят обработку и используются вторично. Бытовые отходы мусоровоз увозит на специальную свалу (полигон). Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, так как там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Всё это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор, где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоёмах и полях. Совместно с детьми решили провести эксперимент «Как разлагается мусор» Перед нами стояла задача: исчезает ли мусор в природе или остаётся навсегда? Для ответа на это вопрос мы предложили детям в цветочных горшках закопать бытовой мусор (бумагу, пищевые отходы скорлупу, батарейку, пластик, металлическую банку) и поставили таблички. Через год, откопав мусор, дети выяснили, что пищевые отходы и бумага исчезли, а пластиковый конструктор батарейка, пакет - остались лежать в земле в том же состоянии. И тогда перед нами стал вопрос: какое время понадобится другим отходам для их разложения? Прочитав статьи в интернете, выяснили, что у всех отходов разное время разложения. В результате эксперимента дети сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер. Результаты опыта занесли в таблицу № 1.(Приложение 1) О чем говорит нам эта информация? А о том, что необходимо осознанно относится к тому, что каждый из нас отправляет в собственное мусорное ведро. Совершенно очевидно, что без налаженной системы вторичной переработки использованных материалов, буквально через столетие человечество захлебнется в глобальных «мусорных» проблемах. Полученные после проведения эксперимента результаты между тем не дали ответа на очередной вопрос «Если никто не будет сорить - это очень хорошо, но мусор всё равно надо куда-то девать? »Поиск собственных вариантов решения проблемы стал основой практической части проекта. Перед детьми был поставлен вопрос «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?» В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» дети узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты. Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки. Дети вместе с родителями сортировали мусор и выбрасывали его в специальные контейнеры. Второй вариант решения проблемы было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, делиться с друзьями книгами, игрушками, бережно относиться к игрушкам и книгам. Это поможет уменьшить количество выбрасываемых вещей. Следующий вариант решения проблемы мы назвали «Покупай с умом». Можно идя в магазин, брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Игра «Что покупаем и как». Дети разделились на 2 команды, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой команды взяли с собой тару для покупок: коробки, пакеты, тару, а участники второй команды все продукты покупали в одноразовой упаковке. По возвращению домой участники второй команды распаковали продукты и выбросили упаковочные материалы. В результате их мусорное ведро было полным, в отличие от ведра первой команды. И самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться –выбросить. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки, предметы для интерьера, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Мы с детьми открыли творческую мастерскую «Вторая жизнь отходам и их чудесное превращение». В рамках данного проекта дети участвовали конкурсе рисунков «Сохраним нашу планету», который мы организовали в нашей группе. Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Бумагу и картон нужно сдавать в пункты приёма макулатуры, батарейки - в специальные пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана. Кроме этого, в рамках проекта дети познакомились с профессиональной деятельностью эколога, попытались смоделировать различные ситуации в его работе. В процессе экспериментирования дети учились очищать воду с помощью фильтра сделанного своими руками (из ваты, бумаги, песка) . Был сделан общий вывод «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее! » 2). Разработка плана действий и реализация проекта.
5.Ожидаемые результаты • Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. • Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям: - экологическое просвещение. Информация по темам «Воспитание любви к природе», « Экология и мы!»; - совместная деятельность с детьми: беседы «Откуда берется мусор и что с ним делать», опытно-экспериментальная деятельность, экологические акции, субботники, экологические викторины и задачи; - работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала); - агитационная работа: «Собери батарейки - спаси одного ежика»; «Помоги птицам!» - изготовление кормушек, «Птичья столовая» - подкормка птиц. 6. Заключение: В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно сортировать и распределять по бакам для отходов «стекло», «пластик», «бумага», «бытовые отходы». Собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала. Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет. Полиэтиленовый пакет – более 200 лет. Стекло – 1000 лет. 7. Приложения:
Приложение №1 Таблица
27 января 2017 в 14:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.