ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица» к экологическому проекту "Откуда берется мусор и куда он девается?"Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица»
Авторы: Грачева Г.В., Чиж Л.А. Задачи: 1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, о её роли в жизни человека, о свойствах воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. Дать элементарные представления о процессе фильтрации воды. 2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. 3.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. 4. Продолжать обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: закреплять умения работать с посудой; соблюдать необходимые меры безопасности. 5. Воспитывать бережное отношение к воде. Предварительная работа: 1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Проведение экспериментов с водой. 3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 5.Чтение художественной литературы по теме «Вода». 6.Наблюдение за водой на прогулке. Материал для занятия: глобус, картинки моря, реки, пруда; пластиковые стаканчики для опытов, растительное масло, лед, емкости для воды, красители, зеркало, фильтровальная бумага, сахар, соль. Ход занятия: Звучит музыка, дети сидят на ковре. Входит Царица - Водица. -Здравствуйте, ребята. Я проплыла много морей и океанов, рек и озер и вся испачкалась. Посмотрите, чего только нет на моем наряде! (отходы производства, бутылки, бумага…). Некоторые люди так плохо относятся к природе и засоряют окружающую среду! Я так огорчилась и расстроилась увиденному, что к сожалению забыла кто я! Включается запись “ Музыка воды”. -Ребята, что за музыка льется? Какие звуки вы слышите и на что они похожи? (ответы детей). -Действительно, это мелодия воды! Шум волн, плеск воды. Я вспомнила! Я Царица - Водица. А, вы слышали обо мне? Говорят, что я везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране… Без воды вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить, Без меня вам не прожить. В озере меня найдёте И в сыром лесном болоте. - Ребята, я хочу показать вам глобус-макет нашей планеты. Какие цвета вы видите? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (ответы детей). Каким цветом обозначается вода на глобусе? - Если покрутить глобус вокруг своей оси, то мы увидим, что преобладает синий цвет. Это означает, что воды на Земле больше, чем суши. Где можно встретить воду? (В морях, океанах, озерах, прудах, водопадах, болотах, реках, растениях). Воду можно встретить не только в жидком состоянии, но и в твердом - лед, газообразном - пар. А знаете ли вы, что вода бывает соленой и пресной? Морскую воду пить нельзя, а пресную - можно. Где можно встретить соленую воду? (В море, океане.) А где пресную?(Пресной водой являются реки, водохранилища, озера, источники.) Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду, стирать, купаться, мыть игрушки…). Ребята как вы понимаете выражение “Бережное отношение к воде?” (Не мусорить возле водоемов - не кидать бумагу, бутылки, фантики, очистки от бананов…,закрывать кран). Ребята, посмотрите, благодаря вашим знаниям, правильным и бережным отношениям к окружающей нас среде, мой наряд очищается от мусора и нечистот! Спасибо вам за верные ответы! Теперь я стала, как раньше - чистой и прозрачной! Теперь, ребята, давайте отдохнем и превратимся в капельки… Физ. минутка. Звучит музыка. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, из которого образовалось облако (дети – капельки присели, потом встают, затем поднимают вверх руки). - Какую воду мы получаем из крана? (Чистую). Правильно, чистую воду мы получаем благодаря очистным сооружениям, в которых находятся фильтры. Так же у многих из вас дома есть то же специальные мини - фильтры для очистки воды. Поскольку мы с вами разговор остановили на способах очистки воды, предлагаю вам посмотреть, как это можно проделать в домашних условиях. - Предлагаю представить, что мы лаборанты. Для начала давайте вспомним правила безопасности проведения опытов: -аккуратно пользуйся ёмкостью для воды - своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду. -содержимое стакана нюхаем с помощью движения руки: от стакана к лицу, не наклоняясь. Проходим в мини-лабораторию. Дети рассаживаются за столы, надевают нарукавники. 1 Опыт. Фильтрация воды. В стакан с водой добавить растительное масло, перемешать, обратить внимание детей на то, что масло не растворилось, а плавает на поверхности воды тонкой пленкой. С помощью лейки и фильтровальной бумаги процедить воду. Масло осталось на бумаге, в стакан стекает вода без примесей. Вывод: С помощью фильтровальной бумаги можно очистить воду от примесей. Результаты занести в монограмму. - Дети, а вы знаете, что я бываю разная. Какие три состояния воды вы знаете? (Твердое, жидкое, газообразное) - Давайте проверим так ли это? 2 Опыт. Три состояния воды. 1) Лед положить в блюдце, обратить внимание детей на то, что лед твердый. 2) Дать детям возможность перелить воду из стакана в стакан 3)С помощью зеркала показать детям третье состояние воды. Подержать зеркало над горячей водой. Обратить внимание детей на пар, который образовался на зеркале, превращаясь в капельки воды. Вывод: Вода бывает в трех состояний: твердое, жидкое, газообразное Результаты занести в монограмму. - Ребята, а какого я, Царица – Водица, цвета? Давайте узнаем. 3 Опыт. Вода прозрачная. 1). Вода немного искажает изображение, но видно достаточно хорошо. 2). Добавить красители. Вывод: Вода прозрачная и не имеет цвета. Результаты занести в монограмму. - Ребята, а чем пахнет вода? 4 Опыт. Имеет ли вода запах? Детям предлагается понюхать воду. Затем воспитатель добавляет в нее капельку духов и снова предлагает детям понюхать ее. Вывод: Вода не имеет запаха. Результаты занести в монограмму. - Ребята, а какой вкус имеет вода? 5 Опыт. Имеет ли вода вкус? Предложить детям попробовать, затем добавить сахар и соль, сравнить. Вывод: Вода не имеет вкуса. Результаты занести в монограмму. - Ребята, а какой формы вода? 6 Опыт. Вода не имеет формы. Перелить воду из одного сосуда (банка) в другой (графин). Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму сосуда, в который ее наливают. Результаты занести в монограмму. Мы провели опыты, и заполнили монограмму. Теперь, давайте, глядя на монограмму вспомним свойства воды. Какая же я Царица – Водица? После подведения итогов Царица – Водица прощается с ребятами и напоминает, что пресной воды не так уж и много и просит заботиться о сохранности питьевой воды. 27 января 2017 в 14:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.