ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Беседа-ИГРА «Лес – многоэтажный дом».Авторы: Грачева Г.В., Чиж Л.А. Беседа-ИГРА «Лес – многоэтажный дом». Программное содержание. Уточнить и расширить представления о лесе как о многоярусном, «многоэтажном доме», где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса. Вызвать желание беречь лес. Задачи: Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни. Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных; в употреблении родительного и дательного падежа существительных, лексическая работа: «повадки». Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных. Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы:
Оборудование. Модель многоэтажного леса: на фоне леса нарисовать высокие деревья (сосны, ели), невысокое дерево, кустарники, траву, корни дерева под землей. На стволе дерево дупло для крупной птицы, на другом – дупло для белки, Гнезда для мелких птиц, в земле нору для крота и т.д. Фигурки лесных животных: Лось, Медведь, Волк, Лиса, Заяц, Белка, Сова, Дятел, Мелкие птицы, насекомые. Этажи обозначить пунктирными линиями. Иллюстрации с изображением животных, медальоны для команд – участников, медали «Друг природы» для награждения. Ход занятия. - Ребята, совсем недавно мы говорили с вами о лесе. Вы знаете, что растет и кто живет в лесу. Люди называют лес «многоэтажным» домом. Хотите узнать, почему лес так называют? Для этого нам надо побывать в лесу и посмотреть, есть ли там этажи. Но лес находится очень далеко от нашего детского сада, поэтому, мы отправимся не по- настоящему, а как в сказке. Закройте глаза и сосчитайте до 10. Дети считают, на экране выставляются модели хвойных деревьев (сосна, ель). Звучит тихая мелодичная музыка, пение лесных птиц.
- откройте глаза. Мы в лесу. Птицы поют, деревья шелестят. Давайте, ребята, поздороваемся с лесом. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что ты шепчешь на заре, Весь в росе, весь в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои! С. Погореловский Воспитатель обращает внимание детей на модель: "Посмотрите, какое огромное дерево. Это сосна. Сосна - самое высокое дерево в лесу. - Какие еще высокие деревья растут в лесу? (Ель, пихта, кедр.) - Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их. (Рябина, осина, черемуха.) - Между деревьями растут кустарники. Какие лесные кустарники вы знаете? (Можжевельник, шиповник, малина, смородина.) - В лесу еще растут низкорослые кустарнички: черника, брусника, голубика. - Кто ел ягоды черники или брусники? Что же растет под кустами? (Трава, мох, грибы.) Вот получился "многоэтажный" лес: высокие деревья, невысокие деревья, кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох. Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила лес на этажи. Посчитаем этажи. В лесу живет много разных животных. Какие этажи они занимают? - Какой лесной зверь в наших лесах самый большой? (Лось.) - Какой зверь самый сильный? (Медведь.) - Какой самый хищный? (Волк.) - Какой самый хитрый? (Лиса.) - Какой зверь самый быстроногий? (Заяц.) - Какой этаж в лесу занимают эти звери? - Почему они живут на нижнем этаже? (Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, жилье.) - Какие еще животные живут на этом этаже? (Лягушки, ящерицы, муравьи.) - Какие животные занимают средние этажи леса? (Рысь, куница, филин, сова, дятел.) -Эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жилье; рысь, филин, сова сверху высматривают добычу. - Белка тоже живет на деревьях. Жилье (гнездо) белки выше или ниже, чем жилье куницы? - Почему белка делает себе гнездо на верхних этажах? (Белка маленький, легкий зверек, может передвигаться по тонким веткам, куница больше и тяжелее белки, поэтому место для жилья ищет пониже.) - Где находят место для гнезда маленькие лесные птицы? (На высоких, тонких ветках.) - Кто еще живет на верхних этажах леса? (Бабочки, жуки, лесные пчелы, комары.) - В лесу живет много разных насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому там мало травы, земля покрыта опавшими листьями и хвоей. Многие насекомые живут на верхних этажах, где есть листья. - Мелкие птицы тоже живут на верхних этажах. Почему? (Питаются насекомыми.) - Вот мы и расселили лесных животных, но осталось еще несколько бездомных. Назовите их и найдите для них место в лесу. (Дождевой червь, лесная мышь, крот.) - Как много разных животных в лесу! Лес - это большой многоэтажный дом. Даже в подвале обитают животные. - Ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Он такой надоедливый, кусается. Представьте, что в каком-то лесу исчезли все комары. Что будет? (Многим птицам, жабам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведется очень много гусениц, они съедят все листья на деревьях, останутся голодными зайцы, лоси, олени. Лес погибнет.) - А человек нужен лесу? (Нет, лес может жить без человека.) - Может ли человек прожить без леса? - Что дает лес людям? (Без леса человеку трудно прожить. Он дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину для строительства, дрова, ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения и т.д. Лес - богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе.)" Дети вспоминают пословицы; воспитатель называет 2-3 новые и в заключение сообщает, кто и как охраняет лес. - А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру КВН. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды, выбрать капитана, сочинить девиз. Победит та команда, которая правильно будет отвечать на вопросы, наберет больше баллов. Для подсчета баллов нужно выбрать жюри. (После проведения конкурсов, воспитатель оценивает результаты команд, присваивая баллы. После всех конкурсов у команд должно быть одинаковое число баллов).
1 конкурс: «Приветствие команд» 1 команда: «Мы - ребята – малыши, Любим животных от души». 2 команда: «Раз, два, три, четыре, пять, Любим всех зверей подряд». 2 конкурс: «Загадки о животных» 1. Не портной, а всю жизнь С иголками ходит. /Ёж/ 2. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. /Ёж/ 3. По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, да не лисица. /Белка/ 4. А кто в дупле Живет в тепле? /Белка/ 5. Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге. /Медведь/ 6. Зимой спит, Летом–ульи ворошит. /Медведь/ 7. Кто осенью холодной Ходит злой, голодный. /Волк/ 8. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. /Лиса/ 9. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. /Лось/ 10. По полю скачет, ушки прячет Встанет столбом, Ушки торчком. /Заяц/ 3 конкурс: «Угадай, чей хвост?» /показ иллюстраций/ у лисы – лисий; у зайца – заячий; у волка – волчий; у медведя – медвежий; у белки – беличий; у лося – лосиный; у кабана – кабаний; у оленя – олений. 4 конкурс: «Конкурс эмпатии» /изображение разных животных/ По походке - лиса, волк, медведь, заяц; По рогам - лось, олень; По прыжкам – белка, заяц; По звукоподражанию – кабан, волк, медведь. 5 конкурс: «Назови признаки животных» /Какой? Какая?/ лиса – /хитрая, рыжая, пушистая/; заяц –/трусливый, длинноухий/; медведь -/бурый, косолапый, неуклюжий/; белка - /проворная, быстрая/ ; волк - /злой, серый, зубастый, страшный/; лось - /рогатый, сильный/. Физкультурная минутка «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора - надежный дом. (Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие) Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. (Удары ладонями и кулачками поочередно) 6 конкурс: «Кому что дадим?» Мясо - /волку/; мед - /медведю/; Морковку - /зайцу/; орехи - /белке/; Яблоко - /зайцу/; траву - /лосю/; 7 конкурс: «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные» «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Рукавичка»; «Заяц - хваста»; «Ёж и заяц»; «Два жадных медвежонка»; «Теремок» и др. 8 конкурс: «Назови маму» Медвежонок - /у медведицы/; лисенок - /у лисицы/; Зайчонок - /у зайчихи/; ежонок - /у ежихи/; Волчонок - /у волчицы/; лосенок - /у лосихи/; 9 конкурс: «Конкурс капитанов» /ответы на вопросы/ 1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных? 2. Как человек заботится о диких животных? 3. Какую пользу приносят дикие животные? 4. Какие повадки диких животных вы знаете? 5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/. 6. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/. Воспитатель: - Ребята, закончился наш КВН. Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно отвечали на все вопросы. Игра закончилась в ничью, победила дружба. Спасибо всем за участие. Все участники награждаются медалями «Друг природы». 27 января 2017 в 14:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.