ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Авторы: Грачева Г.В., Чиж Л.А.

 Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Интеграция образовательных областей:

«Безопасность»,  «Социализация»,  «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Цель: 

формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.

Задачи: 

расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;  подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.

Планируемый результат

может поддерживать беседу о птицах;  активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование:

 Предметные картинки с изображением  зимующих птиц,  фотографии птиц,  энциклопедии о птицах, схемы для описания внешнего вида птиц. аудиозапись «Голоса птиц» разрезные картинки. Презентация. Настольная игра «Собери птицу» Загадки о птицах. Д/игра «Кто как кричит» Птичья викторина

Предварительная работа:

Прогулка в парк. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Изготовление вместе с родителями кормушек.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.
Воспитатель :Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
Воспитатель : Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Воспитатель :Какое сейчас время года? (ответы детей)

 Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.

Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям электронное письмо.

Воспитатель :Дорогие дети к нам в группу пришло электронное письмо из далекой Африки. (Читает письмо)

· «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц.

 Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожайлусто, как зимуют птицы? Нам очень интересно.

Заранее огромное спасибо!

 До свидания!»

Воспитатель :Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка находиться очень далеко.

(дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т.д.)

Останавливаемся на варианте – общение через интернет.

Дети садятся на стульчики.

Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают.

Воспитатель :Как такие птицы называются?

(ответы детей)

Воспитатель :Дети назовите зимующих птиц.

(Ответы детей)

Воспитатель :Почему они остались?

(Ответы детей)

Воспитатель :Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала опишите ее внешний вид.

(детям, у которых возникает затруднения, предлагаются схемы описания внешнего вида птиц). Схема расположена на интерактивной доске.

Дети начинают исследования  синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.

· Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

· Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

· Это дятел. Зимой дятлы питаются  семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

· Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

· Это голубь.  Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

· Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца,  черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

· Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Физкультминутка

Воспитатель :Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.

(в гнезде находятся загадки)

Отгадывание загадок

1) я по дереву стучу,

червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

(дятел)

2)Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

3)Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем чик-чирик.

(воробей)

4) всё хлопочет и вертится

Всё свистит и суетится,

Ей на месте не сидится

Называется…….синица.

5)Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ……сорока.

Воспитатель :Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Воспитатель :А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель :Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.

Воспитатель :А какие кормушки приготовили вы?

(показ кормушек)

Воспитатель :Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?

(ответы детей)

Воспитатель :А чем вы кормите птиц?

Воспитатель :Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?

Дети:  для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.

Воспитатель :Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков.

«Настольная игра «Собери птицу»

Птичья викторина Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом) У какой птицы самый длинный язык? (у дятла) дитя любых пернатых (птенец). Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица) Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей) Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (подбирают останки насекомых, селятся в дуплах)

«Дидактическая игра «Кто как кричит»

 голоса птиц: синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.

Рефлексия:

Воспитатель :Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», как у вас настроение?

(ответы детей)

Воспитатель :Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах? Кто и что нам в этом помогло?  Что нового вы узнали? Молодцы!

27 января 2017 в 14:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.