ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Педсовет «Развитие дошкольников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству»ГБОУ Школа № 1373 Тема педсовета: «Развитие дошкольников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству»
Выступление воспитателей Грачевой Г.В., Чиж Л.А. на тему:«Формы и методы организации приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству»
2015 г.
Народное прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях: -для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов; -специальное обучение детей росписи народного орнамента; -для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Как нужно знакомить детей с народно-прикладным искусством? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях. Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи («Волшебная Дымка», «Красота вологодских кружев», «Голубая Гжель», «Золотая Хохлома», «Татарский народный орнамент», «Русская матрешка», «Жостовские подносы»и т. д.). Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к народному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями. Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок народного прикладного искусства, туда же помещаются детские индивидуальные и коллективные работы. Одновременно воспитатель готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создает вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки, их систематизирует. Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности. Как же нужно знакомить детей с декоративно - прикладным искусством? В первую очередь это, конечно, рассматривание изделий, т. е. 1. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи; 2. воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы. Одновременно готовится наглядный материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке. Дополнительно организуются экскурсии в музее. Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита. Без специального обучения освоения детьми росписи народного орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора. На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Воспитатель подчеркивает, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную мелодию. Темы занятий во второй младшей группе. 1. Рисование «Разноцветные дорожки». 2. Рисование «Карандаш танцует». 3. Рисование красками «Листья падают». 4. Рисование «Украсим полотенце». 5. Аппликация «Красивая салфетка». 6. Аппликация «Платок для куклы». 7. Аппликация «Красивая тарелочка». Темы занятий в средней группе. 1. Рисование «Украшение фартука». 2. Рисование «Украсим Маше платьице». 3. Рисование «Нарисуй, какой хочешь узор». 4. Аппликация «Укрась салфеточку». 5. Аппликация «Украшение ковра». 6. Аппликация «Бусы на елку». Темы занятий в старшей группе. 1. Беседа о народном растительном орнаменте. 2. Аппликация «Орнаментация каймы скатерти». 3. Аппликация «Украшение полотенца». 4. Аппликация «Украшение сарафана». 5. Аппликация «Украшение сапога». 6. Рисование «Кукла в национальном костюме». Темы занятий в подготовительной группе. 1. Беседа на тему: «Декоративно-прикладное искусство». 2. Рисование «Дорисуй узор». 3. Рисование «Украсим скатерть». 4. Рисование «Салфетка для бабушки». 5. Аппликация «Сапожки для Маши». 6. Аппликация «Растительный орнамент в полосе». Таким образом, национально — культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир национальной культуры народного костюма, сказок, фольклора, через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности, развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного). Эмоционально — выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок. Усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые, играх-драматизациях, в собственном творчестве). Организация и проведение национальных праздников осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве. На наш взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры нашего народа. 1 февраля 2017 в 12:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.