ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва
Педсовет: «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»ГБОУ Школа № 1373 Тема педсовета: «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»
Выступление воспитателей Грачевой Г.В., Чиж Л.А. на тему: «Трудовое воспитание дошкольников»
2019 г.
Мудрые родители понимают: вырастить хорошего, успешного, сильного человека без правильного воспитания невозможно. Поэтому нужно четко представлять себе, как и для чего должно осуществляться трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Вообще, ранний возраст – самое благодатное время для привлечения ребенка к труду. Малышу все интересно, он с восторгом берется буквально за любое поручение родителей. Увлеченно умывает и укладывает спать кукол, расправляя их «кроватки». Восторженно моет доверенную мамой пластиковую тарелочку. Еще бы: теплая вода, настоящая посудная губка! А настоящий веник и совочек, которым можно подметать листья осенью? А пришитые кое-как, но самостоятельно пуговицы на рубашечке или платье? (Да, мама потом обязательно перешьет, когда маленький портной не видит, но сначала столько радости доставит малышу важная работа!) Как же бывает жаль, когда такой «трудовой порыв» неопытные или невнимательные родители губят на корню словами «не надо», «уйди, а то разольешь», «нельзя, ты еще маленький». Стоит ли удивляться, что в будущем, когда, с точки зрения мамы, настанет время для домашнего труда, повзрослевшее чадо не ответит ей взаимностью? Суть трудового воспитания маленького ребенка – развить в нем психологическую готовность принимать труд как основное условие и обыденной жизни, и творческой деятельности. До шести лет у ребенка необходимо сформировать желание трудиться, ответственное отношение к собственному труду, уважение к труду других людей. Именно трудовая деятельность способствует формированию личности ребенка, влияет не только на физическое, но и на умственное развитие. Задачи трудового воспитания в дошкольном возрасте На что нужно ориентироваться, чтобы построить программу домашнего трудового воспитания правильно? Если у воспитателей детских садов, работающих с дошколятами, есть развернутые программы, то у родителей нет ни подсказок, ни профессиональных знаний. Да это и не нужно, если вспомнить, что основной способ усвоения информации для малыша – это игра и повторение действий за взрослыми. Безусловно, родители должны понимать, что основные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста следующие: · прививать стремление к труду; · постоянно совершенствовать разнообразные трудовые навыки (сегодня малыш убирает игрушку в корзину, а через полгода может привести в порядок рабочий столик после рисования или лепки); · воспитание бережливости, умения довести начатое до конца, нести ответственность за свою работу. Родителям важно понимать, что трудовая нагрузка на ребенка не должна быть ни слишком большой, ни совсем уж мизерной, необходимо чтобы она точно соответствовала возможностям того или иного возраста и особенностям конкретного ребенка. Дошкольник во всем ориентируется на взрослых, поэтому их роль в привитии правильных привычек является ведущей. Каковы же могут быть разновидности работы, которую можно поручать дошколенку? Все они могут быть разделены на четыре основных направления: · уход за собой: своей одеждой, телом, комнатой; · уход за домашними животными, рыбками, растениями; · помощь маме и папе по хозяйству, выполнение бытовой домашней работы; · освоение ремесла, умение мастерить, лепить, собирать конструктор и пр. По большому счету, трудовое воспитание ребенка дошкольного возраста ставит своей основной целью формирование социально значимого отношения к труду. Одновременно с этой основной задачей в ребенке формируются важнейшие личностные качества: усидчивость, смекалка, умение сосредоточивать внимание на своей цели. Кроме того, нельзя забывать и о том, какую роль играет труд в развитии памяти, мышления, нравственных качеств, физической выносливости. Способы трудового воспитания Трудовой опыт малыш может получить только на практике. Что могут делать родители? Поручать малышу простейшие хозяйственные дела: вымыть зелень для обеденного стола, разложить хлеб, подмести пол, вымыть тарелки, наполнить кормушку домашнего питомца, расставить книги или игрушки на полку. Если двухлетний малыш был счастлив от включения в процесс (мама позволила нажать кнопку пылесоса или мясорубки), то четырехлетнему ребенку интересен результат. Чем старше становится ребенок, тем более сложные поручения ему можно доверить. Например, вытереть свои ботиночки, выбросить мусор, купить хлеба в ближайшем магазине, вырастить из лимонной косточки настоящее деревце, пришить оторванную пуговицу, вместе с папой смастерить кормушку для птиц. Нельзя забывать о такой важнейшей составляющей приучения к труду, как похвала. Ребенка нужно вовремя хвалить, поощрять, подчеркивать важность выполненной им работы. Однако не менее важно всячески подчеркивать уважительное отношение к труду вообще. Читать интересные книги, знакомить с профессиями, техникой и инструментами, рассказывать о семейных трудовых традициях или династиях, с раннего возраста погружая ребенка в профессиональную атмосферу. Малыш в возрасте шести лет должен понимать, что во взрослом мире существует особенная оценка труда – денежная, и чем более высокими трудовыми навыками обладает человек, тем выше будет оценен его труд. Это тоже важная составляющая трудового воспитания дошколенка. Правильное трудовое воспитание дошкольника станет важной частью его школьных успехов и взрослых свершений. 1 февраля 2017 в 13:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.