ГБОУ Школа №1373 ОДО 4, город Москва

Педсовет на тему: «Нормативный проект в детском саду. Правила поведения».

Педсовет на тему: «Нормативный проект в детском саду».

ГБОУ Школа № 1373

Подготовила: воспитатель Чиж Л.А.

Москва 2020 год.

Проекты по созданию норм являются важным направлением в педагогической деятельности, поскольку многие конфликтные ситуации можно избежать, если в группе изначально существует определённая база правил, которая распространяется на все виды деятельности.

Цель нормативной проектной деятельности - минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Нормативная ситуация – это ситуация, в которой определены правила поведения.
Нормативные проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость введение той или иной нормы.

Выделяют три группы нормативной ситуации, сопровождающие жизнь ребенка: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы нормотворческие.

Стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

Этапы нормативной проектной деятельности:

На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а, во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
На втором этапе педагог обсуждает с детьми варианты поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
На третьем этапе педагог просит детей схематично изобразить (нарисовать) нежелательные последствия неприемлемого поведения.
На четвертом этапе педагог просит детей встать в круг и поочередно рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали, обсуждаются представленные необходимые детали. Воспитатель акцентирует внимание на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правило. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила и выставления его на видное место.

Проблемных ситуаций в группе может быть много, во всех режимных моментах. Например, в группе возникает много сор и конфликтов из-за того, что, когда дети уходят на дополнительные занятия или логопедические занятия они оставляли свои игры незавершенными, а вернувшись с занятия, видели, что оставшиеся в группе ребята изменили или разрушили сложившейся сюжет. Допустим, дети играли в конструктор и построили замок, придумали сюжет, но так и не доиграли, поскольку их забрали на дополнительные занятия. Вернувшись с занятия обнаружили, что замка нет, а другие ребята играют в тот же конструктор, но строят ракету. Соответственно, дети расстроились- кто-то из обиженных детей стал плакать, другой ребенок стал ломать ракету… Для того, чтобы не возникало подобных ссор и конфликтов, здесь то нам и понадобятся выше перечисленные этапы (выявление конфликта, обсуждение, рисунок, объяснение своего рисунка, обсуждение правил, зарисовка правила каждым ребенком, выбор единых знаков, выставление знака). Если бы эти знаки были придуманы ранее, то конфликт между мальчиками не случится, поскольку, уходя, они положили один из таких знаков, как, например:
Желтый круг – играй в эту игру, но не изменяй сюжет.
Зеленый круг – можно играть в игру по своему сюжету.
Красный круг – нельзя входить в игру.

Следующая проблемная ситуацию-это «Поведение детей на занятии», цель которой - побуждение детей в проявлении внимания к трудностям сверстника, стремлении поделиться с ним своими достижениями. Воспитатель рассказывает детям историю: «Маша и Света выполняли задание, расписывали хохломскую игрушку для выставки. У Светы сразу получилось быстро и красиво расписать свою игрушку, а вот у Маши никак не получалось, девочка очень переживала. А когда Света увидела игрушку Маши, то громко засмеялась и сказала: «Что она не красивая и ничего у тебя не получится». Воспитатель просит детей нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки и анализируют эмоциональное состояние девочек. Педагог просит детей нарисовать, как должны были вести себя Маша и Света в этой ситуации. Вместе с ребятами педагог рассматривает рисунки и формулирует правило: «Учись видеть, кому нужна твоя помощь». Путем голосования выбирается «знак» правила, н-р, можно нарисовать руки и сердце, означающие помощь и внимание друг другу.

Проблемная ситуация «Поведение детей за столом во время приема пищи».
Воспитатель рассказывает: «Вчера я зашла в соседнюю группу нашего детского сада. Дети как раз обедали. И что же я увидела. Миша за столом крутится, разговаривает, отвлекает Дашу. Даша супом испачкала кофточку. На столе у Миши хлебные крошки, скомканные салфетки. Миша толкнул Дашу и у нее опрокинулась чашка с компотом на пол». Воспитатель предлагает детям нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки, анализируют эмоциональное состояние изображенных персонажей: «Почему у Даши грязная кофточка? Почему у ребят беспорядок на столе?» В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать, как должны были вести себя за столом ребята, чтобы после приема пищи был порядок и чистота. Можно нарисовать за столом девочку и мальчика, что будет означать спокойное поведение детей за столом во время приема пищи. Воспитатель подписывает правило: «Когда я ем, я глух и нем».
Эти и другие знаки можно поместить в книгу, которую можно назвать «Правила дружных ребят»

Таким образом, использование «знаков» правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.

16 декабря 2020 в 14:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.